В рамках исполнения поручения главы государства высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления проводит работы, ориентированные на оптимизацию механизма выкупа государством социально значимых объектов, возведение которых проводилось за счет привлечения средств частных инвесторов. На текущий момент существует несколько способов выкупа государством социально значимых объектов: через осуществления государственных закупок (в соответствии с 44-ФЗ), через механизм государственно-частного партнерства.

Министерство финансов РФ с целью повышения прозрачности процедур планирует законодательно закрепить исчерпывающий перечень критериев, сформулированных на основе норм, отраженных в законодательстве в сфере закупок; Министерство экономического развития, в свою очередь, предлагает применение более гибкого механизма государственно-частного партнерства. В соответствии с докладом, подготовленным Министерством финансов РФ, во многих территориальных единицах страны осуществляется выкуп социально значимых объектов: данная практика актуальна лишь для 35-ти субъектов РФ, в остальных регионах выкуп таких объектов, построенных за счет средств частных инвесторов, не проводится.

Также главы отдельных территориальных единиц страны предлагают внести изменения в 44-ФЗ в части введения нового вида контракта по закупке будущего объекта, предоставления дополнительных гарантий выкупа строительного объектов за счет эскроу-счетов, требований прохождения согласования проектов с отраслевыми органами исполнительной власти. Министерство экономического развития поддерживает данные законодательные инициативы, но с небольшими изменениями: при гарантировании выкупа в соответствии с 44-ФЗ должны применяться механизмы импортозамещения, причем действующее законодательство, регулирующее государственно-частное партнерство, вовлечение частного сектора в оказание услуг на взаимовыгодных условиях, не содержит соответствующих требований, следовательно, существует риск использования органами государственного управления соглашений о государственно-частном партнерстве для обхода требований об обеспечении процесса на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, ведущих деятельность внутри страны.